Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
При организации образовательного процесса в МБДОУ учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
В МБДОУ психолого-педагогическая служба сопровождения ( учитель -логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель) совместно с воспитателями участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Для воспитанников с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития.
Специалисты прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства воспитанников с ОВЗ.
Непосредственно в рамках образовательного процессасоздана атмосфера эмоционального комфорта, сотрудничества и принятияособенностей каждого ребенка.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащены логопедическии кабинет и кабинет педагога-психолога.
Для обеспечения коррекционной работы в Учреждении имеются учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
üпо звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
üпо фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
üпо лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
üпо связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам;
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы" и т.п.
в) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации и др.;
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза:
д) для развития эмоционально-волевой сферы воспитанников: дидактические игры, игровые пособия, игровые тренажеры, методическая литература.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности используется все пространство учреждения: игровые комнаты, музыкальный, физкультурный залы, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, коридоры, прогулочные площадки, огород, спортивная площадка.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на части и включает в себя:
üКниги для воспитателя (методическая (в т. ч. по организации коррекционной работы) и справочная литература);
üРепродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
üКниги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
üКниги совместного пользования.
Создана электронная библиотека для педагогов ДОУ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием: футбольные ворота, лесенки, щиты для метания, бревно, лавки, яма для прыжков, турники и пр. В каждой группе есть уголки физической культуры в которых для организации двигательной деятельности имеются: мячи, кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья», и др.; спортивное оборудование; нетрадиционное оборудование; многофункциональное оборудование; оборудование для оздоровительной работы (массажные дорожки, пуговичные коврики, мячи для корригирующих упражнений) и пр.
Оборудование может быть использовано как обычными детьми, так и детьми инвалидами, а также детьми с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей предметно-пространственной среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно - гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход на территорию детского сада оборудован кодовым замком, на высоте доступной для людей с ОВЗ. Пандус не требуется. Вход в учреждение оборудован кнопкой вызова сотрудника.
Специальные условия питания
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в Учреждении функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н. Медицинское обслуживание детей осуществляет медицинская сестра в соответствии с договором с ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница».
В Учреждении организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников. Цель ППк - обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении имеется доступ к сети Интернет. Данный ресурс используются педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.
Воспитанники являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.
Разработан и действует сайт Учреждения. Официальный сайт учреждения имеет версию для слабовидящих.
В Учреждении имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении имеются электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование в музыкальном зале, магнитолы, музыкальный центр, компьютеры, ноутбуки. Имеется в электронном виде методическая литература и учебно-наглядные пособия для обеспечения образовательного процесса.
Все компьютеры и ноутбуки имеют доступ к сети «Интернет», что позволяет педагогам быстро находить необходимый материал для организации разных видов детской деятельности.